-А я в декрете сижу, с ребенком, с Вашим внуком. Я на всю ораву готовить не нанималась. И убирать за всеми тоже – дело не мое, – ответила Галине Сергеевне невестка.
-Ну это надо! Не нанималась она! И кого она оравой называет? Вас с мужем что ли? – возмущается сестра Галины Сергеевны, – Я вот что, Галя, скажу. Решай этот вопрос с сыном, да, вы ему родители. Но помощь взрослому сыну, а тем более сыну с невесткой – дело добровольное. А твоя Юленька, мягко говоря, заелась и обнаглела.
-Да муж уже тоже и с сыном разговор имел, и мне сказал, что надо гнать. Но ведь у них дети. Жалко. Уйдут на съем и когда еще на свое жилье накопят. Хотя, да. Юля берегов уже откровенно не видит.
Галина Сергеевна с мужем владеют трехкомнатной квартирой в Подмосковье. Люди они простые, всю жизнь работали и работают строителями-отделочниками. Сначала трудились в одной организации, теперь ушли, как говорится, на вольные хлеба. Работа тяжелая, физическая, но супруги делают все на совесть и недостатка в клиентах у них нет.
Муж научился уже, кажется, всему: и по электрике, и по сантехнике, и по другим видам работ от черновой отделки до новоселья. Галина Сергеевна штукатурит, красит, клеит обои, работает и на подхвате у мужа.
-Стараемся 5/2 работать, отдыхать все же тоже надо, – признается женщина, – всех денег же не заработать. От нас до столицы полтора часа на электричке. Мы берем заказы в основном по нашему направлению, но все равно 4 часа с копейками, а то и все 5 в сутки уходит на дорогу. Уезжаем в 7 часов утра, возвращаемся, хорошо если к 9 вечера. Веришь, иногда без рук и ног. Помыться, поесть и спать, вставать же в 6 утра.
Правда, с “поесть” после приезда с работы последнее время возникают сложности. Прежде чем поесть, надо еще сходить в магазин, постоять у плиты, чтобы приготовить. Да еще и вымыть посуду после своего же завтрака: утром все бегом, Галина Сергеевна не всегда успевает это сделать.
-Стараюсь в выходные по максимуму и приготовить, и убрать, – говорит она, – но все равно все не предусмотришь, да и выходные иногда случаются рабочими, иной раз надо к оговоренному сроку доделать, тогда и в субботу с воскресеньем едем, и задерживаемся.
С недавних пор в трешке супругов поселилась и невестка Юлия с двумя внуками. У семьи сына полгода назад возникли сложности: сын остался без работы, жилье было съемным, а внуков у Галины Сергеевны двое: девочки двойняшки, 2 года и 10 месяцев им сейчас.
-Ну что поделать, жить на что-то надо, – разводит руками женщина, – пригласили сына с семьей к себе, комнат же 3. Но девчонки маленькие, они с родителями в одной живут, благо, что она большая. Договорились, что поможем, пока они не встанут на ноги. Молодые копили на свое жилье, но то, что детей сразу двое родилось, из колеи, конечно, выбило их.
Договорились, что коммуналку будут платить пополам, на питание скидываться. Когда сын начнет зарабатывать снова. Юля до декрета не работала официально, ей вообще только 23 года, замуж за сына Галины Сергеевны она вышла в 18.
-Предложили сыну с нами работать – отказался, – вздыхает Галина Сергеевна, – ну это его дело. Два месяца дома сидел, в поисках. Теперь завербовался на вахту, полгода там будет в сложных условиях, потом месяц дома, потом по кругу. Рассчитывает, что после третьей вахты они точно двушку смогут взять в ипотеку. Но до того еще почти пара лет, а столько я не выдержу. Точно не выдержу.
Пока сын сидел дома, Юля, в благодарность свекрам за то, что те их выручили, хваталась за любые домашние дела: девочки у нее спокойные, играют вдвоем, почти нет капризов, уже пользуются горшком, хорошо кушают.
-Приезжали, – вспоминает Галина Сергеевна, – а на столе горячий ужин, в холодильнике первое, что-то на завтрак для нас приготовлено. В квартире чистота, порядок. Любо-дорого. Утром оставалось только бутербродов с собой взять, ну или что-то готовое в контейнер упаковать. А как сын уехал, все изменилось.
Теперь Юля моет только свою с дочерьми комнату, готовит только себе и им, если свекровь не вымыла посуду утром, то невестка к ней не притрагивается, просто аккуратно отодвигает в сторону. О готовых ужинах и завтраках “только упаковать”, остается только вспоминать.
-Сначала Юля как-то объясняла, мол, девочки капризничали, вели себя плохо, она не успела ничего, а потом маску сбросила окончательно. Приезжаю – дома срач, на кухне – срач, есть нечего, – качает головой Галина Сергеевна.
Однажды свекровь не выдержала, без надрыва и криков спокойно попыталась поговорить с невесткой: живете у нас, мы весь день работаем, приходим поздно, не могла бы ты как раньше хотя бы готовить, ведь нетрудно же, раньше же ты это делала.
-А я обязана? – встала в позу невестка, – На всю орду готовить, за всей ордой убирать? Раньше делала, Ваш сын был дома, с девочками мне помогал. Я в декрете сижу, а не домработницей у Вас работаю. Да, мы тут живем, но на коммуналку и питание мы скидываемся. Почему я должна за Вами тарелки мыть? Мне забот с детьми хватает. Вам трудно что ли утром вымыть две чашки и две тарелки? Вы оставляете срач, а я должна мыть и чистить?
-Нахалка, – считает сестра Галины Сергеевны, – скидывается она, ага. Коммуналку платит. А то, что вас с мужем двое и вас весь день дома нет, это как? Кто свет тратит, воду льет и все остальное? На питание тоже пополам? Нормально, учитывая, что их больше. Даже когда сына нет, их трое! И это я уже не говорю о том, что квартира ваша, живут просто так. Вот помогли, называется. Хоть бы совесть поимела, так говорить! Видит же, что вы устаете! А ничего, что ее дети не только в одной комнате целый день сидят? И гулять ходят, и ванной пользуются и в прихожую песок таскают на ботинках? Трудно щей наварить и картошки нажарить? От нее же изысков никто не требует.
-Что ты! Она мне заявила, мол, а как раньше мы обходились, когда они жили отдельно, лапшу быстрого приготовления и кефир с булкой на работе ели в обед? Ну и посоветовала вспомнить и вернуться к старым привычкам. Дескать, что изменилось? Раньше же я приезжала и вставала к плите, и посуду мыла вечером и все остальное, – возмущена Галина Сергеевна.
Муж не выдержал, позвонил сыну и предупредил, что если невестка продолжит так к ним относиться, то может искать себе съемную квартиру, не дожидаясь приезда мужа с вахты.
-Ну сын Юле позвонил, а что толку? Он оттуда просит нас хотя бы его дождаться, но сил моих нет уже видеть физию Юли, ходит по квартире – моська тяпкой, королевна, в декрете, никому ничем не обязанная, – говорит Галина Сергеевна, – пара месяцев до приезда сына, где взять терпение?
Что думаете? Невестка действительно обнаглела? Или свекровь много хочет, раньше она обходилась без помощи Юли, а теперь считает, что нашла прислугу? На чьей вы стороне? Почему?
- Немедленно возвращайся! – еле проговорила свекровь, привалившись к косяку. – И воды дай! Меня…
— Значит найдем тебе нового мужа. — Не сможем, я беременная. Игорь мне дал неделю,…
- Все-таки мы уже в возрасте, а ты у нас единственная дочь. Кто нам поможет,…
- Замуж она хочет! Полюбуйтесь на нее, люди добрые! Чем нынешнее-то положение тебе не угодило?…
- Ну, так что? – из раздумья Галину вывел голос бывшего возлюбленного. Мужчина неожиданно начал…
— Варь, ну дай денег, будь человеком! На ноги встану, отдам. — ныл брат в…