«Поезд всегда идёт вперёд. Главное – не бояться пересадок» — мудро заметила Валентина, побуждая Елену вернуться к мечтам, которые она давно забывала

Жизнь может начать новую главу, если не бояться.

– Ты что такая грустная? – раздался голос сбоку. Рядом оказалась пожилая женщина с клетчатой сумкой. – Дочка, а ну, чай будешь? С мятой, полезный для нервов.​

​Елена отвернулась к окну, едва сдерживая раздражение.​

​– Спасибо, мне не надо.​

​– Ну смотри, – женщина пожала плечами. – Вечно вы, молодёжь, всё сами справиться хотите. А потом жалуетесь, что никто вас не понимает. Ладно, не буду навязываться.​

​Сверху послышался грохот. Парень с гитарой чуть не свалился на нижнюю полку.​

​– Да что ж за день-то такой, – пробормотал он и стукнул ногой по полке.​

​– Молодой человек, – женщина повернулась к нему, – ты играть умеешь или просто декорация?​

​Парень смутился:​

​– Играть. У нас завтра концерт, в большом городе.​

​– Вот и молодец. Нервничаешь, что ли? Понимаю. А я вот внукам везу пирожки и шарфы. Тоже волнуюсь, как примут.​

​Елена краем глаза наблюдала за этой сценой. Парень чуть расслабился и сел рядом с женщиной.​

​– Валентина Ивановна, – представилась она, протягивая руку.​

​– Саша, – неохотно ответил он, но через секунду улыбнулся. – У вас гитара была?​

​– Была, дочка когда-то брала уроки. Да куда ей, она в физмат ушла. Ты лучше скажи, как родители на твою музыку смотрят?​

​Саша вздохнул и поджал губы:​

​– Не особо. Они думают, это несерьёзно. Хотят, чтобы я был врачом, как отец.​

​– Ну-ну, – женщина задумчиво кивнула. – А ты? Хочешь?​

​Саша замялся, и тут Валентина Ивановна обернулась к Елене.​

​– А ты, красавица, чего молчишь? Глаза грустные, как у покинутой сиротки. Тоже о жизни своей думаешь?​

​Елена не выдержала:​

​– У меня всё нормально.​

​– Как скажешь, – протянула Валентина.​

​Молчание длилось недолго: женщина быстро нашла тему для разговора с Сашей, обсуждая его песенный репертуар. Елена слушала урывками, но через несколько минут всё же вмешалась:​

​– Музыка – это хорошо. Только её мало для жизни. Деньги важнее.​

​Саша нахмурился:​

​– Это вы мне?​

​– Просто наблюдение, – Елена пожала плечами.​

​Валентина рассмеялась:​

​– Да вы идеальная пара для спора! Один про мечты, другая про прагматизм. Ну, спорьте, спорьте. Нам тут ехать долго.​

​Елена снова замкнулась. Но когда поезд тронулся, Валентина поставила на стол термос и пару кружек.​

​– Чай не помешает. Заодно и поговорим.​

​Саша улыбнулся, но осторожно взглянул на Елену:​

​– А вам-то, правда, всё равно?​

​Елена вздохнула:​

​– Музыка, чай, гитара – это всё хорошо. Просто… неважно.​

​И тут Валентина Ивановна сказала фразу, которая неожиданно зацепила Елену:​

​– Знаешь, дочка, поезд всегда идёт вперёд. Главное – не бояться пересадок.​

​***​

​Елена смотрела в окно, ловя взглядом бегущие мимо поля. Слова Валентины Ивановны эхом звучали у нее в голове. «Не бояться пересадок». Но какие пересадки? Ее поезд давно покинул все станции. У неё остался только один маршрут — в пустоту.​

​– Ты писала когда-нибудь? – неожиданно спросила Валентина, отхлебывая чай. Её взгляд задержался на Елене чуть дольше обычного.​

​– Писала? – Елена моргнула, словно возвращаясь в реальность. – Нет. Почему вы спрашиваете?​

​– Да так, – Валентина пожала плечами. – Вид у тебя задумчивый, как у человека, который слова в голове собирает. Может, стихи, а может, прозу. Не пыталась?​

​Елена замялась. Её пальцы инстинктивно сжались на подлокотнике.​

​– Когда-то… в школе, – призналась она спустя паузу. – Стихи. Но это было давно.​

​Саша поднял голову:​

​– А что мешает вернуться? Это ведь не важно, сколько лет прошло. Музыка, слова – всё это только чувствовать надо. А время… Оно не имеет значения.​

​Елена усмехнулась.​

​– Время, парень, всегда имеет значение. Когда тебе сорок пять, выбор уже сделан. И никаких новых начал.​

​– Да бросьте, – встрепенулся Саша, отодвигая свою гитару в сторону. – Это не правда. Я вот еду на концерт. И боюсь ужасно, что провалюсь. А всё равно еду. Потому что… если не попробую, потом будет хуже.​

​Валентина засмеялась:​

​– Вот оно, молодое задорное. А ты, Елена, слишком уж себя строго судишь. Слушай, хочешь, я тебе историю расскажу?​

​Елена кивнула неохотно, но было видно, что Валентина её зацепила.​

​– Жила-была одна учительница. Работала с утра до ночи, мужа хоронила, детей поднимала. И вот, когда детям стукнуло тридцать, они её внуков оставили. Прямо так: «Мама, ты же дома сидишь, тебе не сложно». А ей было сложно, но она молчала. Год молчала. Потом пошла в хор петь.​

​– Что было дальше? – спросил Саша.​

​– Да ничего! Пела. Ушла от них совсем. И знаешь, – Валентина улыбнулась, – теперь дети снова зовут, но уже не заставляют. Вот и вся мудрость. Пой, как хочешь, пиши, как чувствуешь. И никто тебе не указ.​

​Саша хмыкнул:​

​– Вы философ. Я даже песню мог бы о вас написать.​

​– Напиши, – легко согласилась Валентина. – И этой красавице посвяти, – она кивнула на Елену. – Чтоб помнила: жизнь – не только про детей, мужей и заботы.​

​Елена, словно защищаясь, сложила руки на коленях. Но в глубине её взгляда зажглась искра. Впервые за долгое время ей стало любопытно.​

​***​

​За окном быстро темнело. Поезд качало на поворотах, изредка раздавался металлический скрежет. В вагоне становилось тише, только шёпот разговоров соседей и тихий звук колес, отбивавших ровный ритм. Саша вдруг достал свою гитару, посмотрел на Валентину Ивановну, потом на Елену, и, будто сомневаясь, начал наигрывать мелодию.​

​– Ну, давай, артист, – подбодрила его Валентина. – Не дрейфь. Тут публика благодарная.​

​Саша откашлялся, сделал несколько пробных аккордов и запел. Голос у него был неуверенный, но чистый. Слова песни касались чего-то личного – первых шагов в неизведанное, страха и надежды. Елена слушала, не отрываясь. Она сама не заметила, как начала постукивать пальцами по краю стола, подстраиваясь под ритм.​

​Когда песня закончилась, Валентина зааплодировала:​

​– Молодец! Это что, твоё?​

​– Да, – Саша кивнул, пряча смущённую улыбку. – Простенькое, конечно, но мне важно.​

​– Простое – не значит плохое, – Валентина нахмурилась, будто упрекая его за скромность. – Главное, от сердца. Ты, Леночка, что скажешь? Неужели тебе не задело?​

​Елена подняла глаза.​

​– Хорошая песня, – сказала она тихо, но с искренностью. – Очень живая.​

​Саша с недоверием посмотрел на неё:​

​– Правда?​

​– Правда. В ней что-то есть… – Елена вдруг замолчала. Она поймала себя на мысли, что слова этой песни напомнили ей о тех стихах, что она писала когда-то, давно.​

​Валентина подалась вперёд, словно унюхала в воздухе что-то интересное:​

​– Стихи вспомнила, да?​

​– Нет… Ну, – Елена вздохнула. – Может быть. Просто… давно это всё было.​

​– А ну-ка, расскажи. Как было? – не унималась Валентина.​

​Елена откинулась на спинку сидения, поглядев в потолок.​

​– Я писала в юности. Что-то наивное, про любовь, про надежду… Потом вышла замуж, забыла. Некогда было. Муж смеялся, говорил, что это глупости.​

​– А теперь и мужа нет, и стихи пропали? – Валентина прищурилась.​

​– Да, – Елена пожала плечами. – Слишком поздно возвращаться.​

​– Почему поздно? – вдруг резко бросил Саша. – Время – это выдумка. Есть только сейчас. И если вам что-то хочется, нужно делать это. Вот прямо сейчас.​

​– Прямо сейчас? – усмехнулась Елена. – Здесь? В поезде?​

​– А почему бы и нет? – поддержала Валентина. – Давай, Леночка, вспомни. Что-нибудь из тех стихов. Мы послушаем.​

​Елена покачала головой:​

​– Нет, я не могу. Это смешно.​

​Но Валентина не отступала:​

​– Смешно – не значит плохо. А вдруг это важно?​

​Саша вдруг поставил гитару на стол:​

​– Вы сказали, что муж смеялся. И что, он теперь решает за вас? Его-то здесь нет. А мы не будем смеяться. Правда? – он посмотрел на Валентину, та серьёзно кивнула.​

​Елена замерла. Она никогда не думала, что чужие люди смогут так дотянуться до её души. Она ощутила что-то новое: смесь неловкости и… лёгкой надежды.​

​Она облизнула пересохшие губы и тихо, почти шёпотом начала читать:​

​– В час ночной, когда молчит вселенная,​

​Тихо шепчет сердце о мечтах.​

​И в пути, где грезы неизменные,​

​Гаснет страх…​

​Голос её дрогнул, но никто не перебивал. Валентина смотрела внимательно, Саша слегка наклонил голову, будто вслушиваясь в каждое слово. Когда Елена закончила, вагон будто на мгновение остановился.​

​– Красиво, – сказал Саша.​

​– Очень, – подтвердила Валентина. – А ты говорила, поздно.​

​Елена вдруг улыбнулась – впервые за долгое время.​

​***​

​На следующей станции поезд остановился на долгую стоянку. Голос из динамика объявил, что это связано с технической проверкой. Пассажиры лениво потянулись к выходу, чтобы подышать воздухом. Валентина Ивановна, как всегда, быстро взяла инициативу в свои руки.​

​– Пойдёмте, воздухом подышим! Сашка, бери свою гитару. Нам тут скучно сидеть.​

​– Да ладно, – смутился Саша, – может, просто прогуляемся?​

​– Не может, – категорично ответила Валентина. – Дочка, а ты чего сидишь, как пришитая? Вставай, пошли. Заодно и голос свой вспомнишь.​

​Елена колебалась, но под настойчивыми взглядами всё же встала.​

​На перроне дул свежий вечерний ветер. Вокруг толпились пассажиры, разговаривая и оживлённо обсуждая задержку. Валентина махнула рукой в сторону лавочки:​

​– Вот здесь и устроим концерт. Сашка, начинай.​

​– Это шутка? – он выглядел ошарашенным, но Валентина лишь подмигнула.​

​– Давай-давай. Кто, если не ты?​

​Саша вздохнул, подстроил гитару и начал играть. Мелодия была простая, но с каждым аккордом собирала вокруг всё больше слушателей. Когда он закончил, люди зааплодировали. Саша покраснел, но на лице его появилась гордая улыбка.​

​– Елена, твоя очередь, – внезапно сказала Валентина.​

​– Моя? – Елена испуганно посмотрела на неё. – Я не умею… я же никогда…​

​– Никогда не поздно начать. Саша, аккомпанируй ей.​

​Саша взглянул на Елену и кивнул.​

​– Попробуем. Слова помните?​

​Елена колебалась. Толпа ждала, вокруг стояла тишина, прерываемая только шумом ветра. И вдруг она решила: почему бы и нет? Она шагнула вперёд.​

​– Ладно, – она вздохнула. – Но если не получится, вините её, – она указала на Валентину, которая лишь улыбнулась.​

​Саша начал играть вступление, и Елена запела. Первые звуки дрожали, но потом её голос зазвучал увереннее. Пассажиры удивлённо замерли, а потом зааплодировали. Елена не ожидала, что её пение вызовет такую реакцию. Её сердце стучало, словно вырываясь из клетки.​

​– Ну что, понравилось? – Валентина повернулась к слушателям, хлопая вместе с ними. – Вот так наши таланты раскрываются.​

​Елена рассмеялась – звонко, свободно, так, как не смеялась уже много лет. Её смех был заразителен, и даже Саша засмеялся.​

​– Вам надо на сцену, – сказал он.​

​– Может быть, – улыбнулась Елена. – Но для начала – хотя бы попробовать снова поверить в себя.​

​Валентина, наблюдая за ней, кивнула:​

​– Вот это уже другой разговор, дочка.​

​На перроне стало теплее. Даже холодный ветер теперь казался Елене тёплым и дружелюбным. Эта случайная остановка стала для неё моментом, когда всё изменилось.​

​***​

​Елена сидела на своём месте в вагоне, глядя на проходящих мимо пассажиров. Валентина Ивановна спала, тихо посапывая в уголке, а Саша возился со своей гитарой, перебирая струны в задумчивости. В голове Елены крутилась сцена с перрона. Её голос. Их аплодисменты. Её смех.​

​Она снова услышала слова Валентины: «Не бояться пересадок». Эта фраза не отпускала её. Неужели жизнь может снова пойти по другому пути? Или она слишком стара для этого?​

​Саша вдруг посмотрел на неё.​

​– Елена, вы не думали… ну, может быть, попробовать что-то новое?​

​– Что-то новое? – она усмехнулась. – Ты думаешь, в сорок пять всё ещё можно что-то начинать?​

​– Почему нет? – он пожал плечами. – У нас на репетициях один парень, ему пятьдесят. Он недавно начал играть на барабанах. Мы его сначала дразнили, а теперь он лучший среди нас.​

​Елена улыбнулась краем губ.​

​– Это здорово. Но барабаны – это одно, а жизнь совсем другое.​

​Саша нахмурился.​

​– Знаете, мне кажется, вы просто боитесь. Боитесь сделать что-то неправильно. Но ведь и не попробовать – это тоже ошибка.​

​Елена смотрела на него, удивлённая. В этом юноше, казалось бы, таком простом, была неожиданная мудрость.​

​– Я… не знаю, с чего начать, – призналась она тихо.​

​– Начните с того, что хотите, – сказал он, словно это была самая очевидная вещь в мире. – Вы ведь пели сегодня. Видели, как на вас смотрели? Им было важно, что вы делаете.​

​– А мне? Мне важно? – Елена покачала головой. – Я забыла, как это – хотеть.​

​Саша собирался что-то ответить, но в разговор вмешалась Валентина Ивановна, которая, оказывается, давно уже не спала:​

​– Дочка, ты себя просто потеряла. А теперь находишь. Дело ведь не в пении. Дело в тебе. Ты только посмотри, как глаза загорелись. Вот прямо сейчас скажи: что бы ты сделала, если бы не боялась?​

​Елена задумалась. Она хотела сказать, что ничего, но это было бы ложью. В её голове, медленно, как маленький огонёк, загоралась мысль, которой она боялась больше всего.​

​– Я бы написала сценарий. Всегда мечтала написать что-то своё, настоящую историю.​

​– Вот и отлично, – Валентина хлопнула в ладоши. – Начинай.​

​– Прямо здесь? В плацкарте? – Елена улыбнулась.​

​– А почему бы и нет? – вмешался Саша. – Лучшие песни я написал в автобусах и электричках.​

​Елена почувствовала, как в груди разливается что-то тёплое. Это был страх, но он смешался с надеждой. Она кивнула:​

​– Хорошо. Я попробую.​

​Саша пододвинул ей блокнот и ручку, которые валялись среди его вещей. Елена взглянула на чистый лист бумаги и впервые за много лет ощутила желание писать.​

​Пока поезд мчался вперёд, она начала чертить первые строки своей новой истории.​

​***​

​Поезд медленно замедлил ход, приближаясь к конечной станции. Елена закрыла блокнот и положила его в сумку. На страницах были записаны строки её нового сценария – первые, неловкие, но настоящие. Она посмотрела на Сашу, который продолжал бренчать на гитаре, и на Валентину Ивановну, которая сосредоточенно вязала, будто её внимание занимало только это.​

​Когда состав остановился, люди начали собирать вещи. Валентина Ивановна взяла свои баулы и оглянулась на Елену:​

​– Ну что, дочка, прощаемся? Или мне за тобой приглядывать ещё?​

​Елена засмеялась.​

​– Вы и так приглядели за мной как следует. Спасибо, Валентина Ивановна.​

​Валентина вдруг наклонилась ближе и прошептала:​

​– Только не останавливайся, ладно? Будет трудно, но ты уже начала.​

​На платформе они расстались. Валентина Ивановна пошла навстречу внукам, Саша отправился искать свою группу, а Елена медленно шагала по станции, чувствуя, что внутри неё что-то изменилось. Это была не просто поездка. Это был новый старт.​

​Через несколько недель Елена записалась на курсы сценаристов. Её первое упражнение началось с фразы, записанной в плацкарте: «Поезд всегда идёт вперёд. Главное – не бояться пересадок».​

​Истории, которые нельзя пропустить:​​

​​

Источник

Какхакер